СДВГ у ребенка: нужны ли таблетки?

СДВГ у ребенка: нужны ли таблетки? Мнение клинического психолога

7,5 лет моей практической психологической работы показывают, что процентов 70 моих маленьких пациентов — это дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. СДВГ — распространенный диагноз, который ставится сегодня многим детям. Что с этим делать, может ли это “само пройти” и нужно ли принимать лекарства, назначенные неврологом?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Родители жалуются, что не могут справиться со своими детьми, тк те неугомонные, неусидчивые, истеричные, постоянно «носятся», не слушаются, проявлять агрессию и вне дома и на всех членов семьи. Когда я уточняю, были ли они у детского невролога, мне отвечают либо: «Да, и имеется диагноз СДВГ», либо: «Нет, а зачем нам к нему ходить?»

Почему же родители предпочитают не придавать особого значения этим нарушениям? Конечно, во многом это объясняют механизмы психологической защиты: некоторые родители, замечая, что их ребенок в чем-то не такой, каким должен быть по общепризнанным критериям, бессознательно отрицают факт проблемы. Но не замечать проблему — не значит решать ее. Скорее наоборот!

Как клинический психолог с медицинским образованием, я с уверенностью могу сказать, что посещение детского невролога, соблюдение всех его назначений и лечения, консультации логопеда, детского психолога, занятия с логопедом-дефектологом, детским нейропсихологом, физиопроцедуры обязательно принесут свои плоды.

И ОТВЕТСТВЕННЫЙ, любящий родитель занимается своим ребенком, не жалеет времени, сил, средств, чтобы сделать все для помощи своему малышу.

Но я решила написать эту статью не об ответственных родителях, которые исполняют все предписания докторов, а о других. О тех, кто проявляет огромную, непростительную безответственность в отношении своего беззащитного чада…

И тут появляются две категории БЕЗОТВЕТСТВЕННЫХ родителей.

Первые не знают, не вникают, что СДВГ — это неврологический ДИАГНОЗ, который, как и любая другая болезнь требует:
1) лечения!

2) специальных занятий,

3) режима и правил жизни для ребенка и всей семьи.

Они лишь считают, что их ребенок просто с «ужасным» характером: «Непонятно в кого он у нас такой?!»; «Из-за него у нас в семье полный кошмар, сплошные проблемы»; «Он не умеет себя вести и мы постоянно выслушиваем замечания от учителя (воспитателя, тренера)»; и, наконец, «Позанимайтесь с ним, пусть он станет нормальным». Отличное решение )) Просто взять и переложить ответственность на психолога (логопеда, учителя)!

Вторая категория безответственных родителей — те, кто уже были на приеме у невролога, порой даже состоят у него на учете, по имеющемуся в медкарте ребенка диагнозу СДВГ. Им назначили лечение, процедуры, Но! Родители ничего из этого не соблюдают! Они, абсолютно не стесняясь, самостоятельно принимают решение — НЕ ЛЕЧИТЬ собственного ребенка! Считая себя, наверное, мудрее, грамотнее специалиста врача.

И такие родители абсолютно без стеснения и угрызений совести, на мой вопрос, принимает ли ребенок назначенные неврологом лекарства, с гордостью сообщают: «Нет. А зачем? Он что у нас дурачок какой-то? Зачем его таблетками пичкать?» Уж простите меня… но дурачок здесь точно не ребенок…

Мое возмущение, негодование, отчаяние, как специалиста, достигает точки кипения, когда я слышу эти фразы.

Понимает ли такой родитель,  что собственноручно портит своему ребенку жизнь?! Его здоровье, все его жизненные успехи уничтожаются на корню родительским эгоизмом.

Да, я убеждена, что только эгоистичный родитель, может в угоду своему самолюбию, отказаться признать, что ребенок страдает! А все ради чего? Кому от этого становится легче? Ответ прост — легче становится безответственным родителям, которые с гордостью на детской площадке, на родительском собрании будут заявлять, что их ребенок не пьет никакой химии, никаких таблеток, и он абсолютно нормальный, хотя весь класс от него страдает, в том числе и учитель. Конечно, что же виноват, учитель, говорят они!

Для меня, как для психолога с медицинским образованием, так и для обычного человека, который любит детей, очевидно, что самовольно отказать в лечении своему ребенку — это преступление!

Это то же самое, что самовольно отменить ребенку с диабетом инъекции инсулина. Сказав: «Он у меня нормальный, здоровый, какие еще уколы!?». Ребенка с диагнозом бронхиальной астмы ругать за то, что он задыхается, и не давать ему бронхолитических препаратов, так как: «Это химия какая-то. Еще и стоят так дорого».

Каждый раз на консультациях я объясняю родителям, что не получится лечить СДВГ, ограничиваясь занятиями у психолога, здесь необходим КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД.

В чем состоит КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД:

  • Обязательная консультация детского НЕВРОЛОГА.
  • Четкое соблюдение медикаментозного ЛЕЧЕНИЯ. Нельзя начать пить один из препаратов и отменять его раньше указанного срока! Многие лекарства имеют накопительный эффект, и сразу невозможно получить результат. Если же вы заметили какие-либо побочные эффекты, необходимо обязательно сообщить об этом врачу, и именно он сам отменит вам препарат, и заменит аналогом.
  • Соблюдение четкого РЕЖИМА дня для ребенка. Четкий график, с чередованием отдыха и активности, помогает гиперактивному ребенку научиться регулировать свою энергию.
  • Режим ПИТАНИЯ — гиперактивным детям нельзя есть много сладкого, мучного, жареного, фаст-фуд, газированные напитки — все это перевозбуждает нервную систему.
  • Изменения воспитательных приемов в СЕМЬЕ: если у вас гиперактивный малыш, который не может контролировать себя и свои эмоции, ему необходим внешний контроль — ваш — родительский. Родитель должен быть всегда очень чёток, последователен, спокоен и конкретен в своих требованиях, просьбах к ребенку. Должна существовать четкая система поощрений и наказаний. Но! Наказания ни в коем случае НЕ ФИЗИЧЕСКИЕ! Большинство родителей таких детей бьют их… и признаются честно об этом у меня на консультации. Одни с раскаянием, и отчаянием, говорят, что просто не могут никак по-другому повлиять на ребенка НЕ МОГУТ — НЕ УМЕЮТ контролировать свои эмоции, создать четкие правила воспитания, вместо этого выбирают самых простой, но самый жестокий метод наказаний — физическое насилие… Которое, вообще-то, является преступлением.

Есть и такие, кто наоборот, без смущений, сообщают, что используют именно физические наказания, так как и их в детстве били родители, и они также воспитывают своих отпрысков. Я всегда задаю им всем один и тот же вопрос: «Вы считаете, этот метод наказаний вам помогает? Какие Вы замечаете положительные изменения в ребенке, после того, как побьете его?» Почти всегда они отвечают, что ребенок плачет, потом  успокаивается — значит помогает… А плачет ведь он от боли… от обиды… А не от того, что вы смогли ему помочь…

Я всегда объясняю родителям, что наказания могут быть разные, и в виде лишений — чего-то материального, значимого ребенку, ограничений во времени для игры и прочее. Ребенок, конечно же, должен осознавать, что за его плохое поведения будут неприятные для него последствия, а за хорошее — приятные. Поэтому не только наказания быть должны, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО поощрения, родительская поддержка, похвала.

  • Обязательное посещение дополнительных занятий по интересам ребенка, в большей степени рекомендован — СПОРТ. Активные виды спорта — групповые и индивидуальные (футбол, волейбол, легкая атлетика, боевые виды спорта).
  • В ШКОЛЕ такому ребенку обязательно необходимо сидеть на первой парте, перед учителем! А не на последней и одному, как это случается в 99% случаев… К сожалению, не все педагоги находят подход к гиперактивным детям, так как им нужно максимальное внимание на уроке и на перемене, но все же есть настоящие педагоги, которые будут готовы пойти с родителями на диалог, найдут вместе решения и стратегии, чтобы совместно семья + школа помочь ребенку с СДВГ реализовать себя.

Опять же вопрос о соблюдении вышеперечисленных пунктов: если вы соблюдаете их, то вероятность проблем в школе у ребенка значительно снижается! Так как если ребенок живет в спокойной, гармоничной семье, приучен к режиму и порядку, занимается спортом, принимает необходимые медицинские препараты — которые, кстати, способствуют развитию концентрации и устойчивости внимания, развивают память, улучшают мозговое кровообращение и стабилизируют нейронные связи в коре головного мозга, помогают ребенку контролировать свои эмоции и поведение, — у такого ребенка не будет никаких трудностей в школе!

Вы не только поможете своему ребенку, но и его одноклассникам, которых он не будет отвлекать своей активностью, не будет бить их — тратя на них свою накопившуюся энергию. Вы поможете и классному руководителю спокойно вести урок, не тратить время и нервы на замечания, а давать детям все необходимые знания.

Только задумайтесь: КАК СТРАДАЕТ САМ РЕБЕНОК от своего неврологического нарушения — СДВГ?

Он находится в постоянном хаосе, он очень остро на все реагирует, у него часто случаются срывы и истерики, он не может спокойно сконцентрироваться на заданиях, при этом на него постоянно кричат: родители, учителя, требуют, ругают, а он сам просто не в силах исцелить самостоятельно свою НЕРВНУЮ СИСТЕМУ!

  • ГАДЖЕТЫ, телевизор, приставки и прочее — об этом необходимо забыть на период лечения! Все это очень сильно перевозбуждает тонкую психику гиперактивного ребенка. Он не в силах контролировать время для игр, для просмотра мультфильмов, он полностью погружается в виртуальный мир, а возвращается в реальность только после ваших замечаний и с истерикой, криками и возбужденностью.

После лечения возможно РЕЖИМНОЕ использование гаджетов — полчаса — час в день в дневное время.

  • И вот только на 9 месте — ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ.

Даже не просто с детским психологом, лучше всего с детским НЕЙРОПСИХОЛОГОМ, который с помощью профессиональных знаний нейропсихологии детского возраста, проведет с ребенком КУРС занятий (не 1-2 занятия и бросили). Включающий в себя упражнения, задания, методики, которые помогут в развитии: усидчивости, памяти, концентрации и устойчивости внимания, саморегуляции, обучение навыкам самоконтроля и эмоционального расслабления.

Таким образом, вы сами видите, что никак НЕЛЬЗЯ обойтись одним психологом в работе и в лечении Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

  • Самое последнее в комплексном подходе в лечении гиперактивности, но все же очень важное — это СОЦИАЛИЗАЦИЯ ребенка. Именно такие дети из-за своего эмоционального нрава могут испытывать большие трудности в общении со сверстниками. Обычно их недолюбливают из-за излишней эмоциональности, склонности кричать, часто плакать, всех бить, не слушаться воспитателя (учителя), не соблюдать правила в совместных играх.

Из-за этого у них снижается самооценка и уверенность в себе, они сами себя ругают во всех бедах, т.к. привыкли, что все окружающие вокруг именно так с ними и обращаются.

У таких детей накапливается внутренняя злость, обида, которая в подростковом возрасте выливается в агрессию к окружающим — это и преступные действия, физическое насилие, причинение боли и повреждений себе и обидчикам (девиантное поведение).

Вы заметили, что в современном мире общество встревожено большим количеством агрессивных подростков? Да да, часто это именно те гиперактивные дети, родители которых все детство били их, и самостоятельно отказались лечить их таблетками и водить к неврологу.

Как вам такое агрессивное общество? Наверняка пугающая картина. А ведь гиперактивных деток с каждым годом рождается все больше… И сколько еще нужно размышлять родителям: а надо ли нам пить эти таблетки?

С учетом всего этого я четко приняла для себя решение: если родители ребенка с СДВГ не соблюдают мои рекомендации, а именно — первым делом не идут на прием к врачу, отказываются принимать назначенные врачом препараты, не перестают бить своего ребенка, я ОТКАЗЫВАЮСЬ в дальнейшем с ними работать.

Я не смогу помочь тем, кто сам НЕ ХОЧЕТ помочь себе и своему ребенку. Это ваша родительская ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Если родители приняли для себя решение, что они лучше знают, как помочь своему ребенку, значит, моя помощь им не требуется.

Ваш детский психолог

Корпачева Виктория Игоревна.

13 марта 2018 год

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Любое копирование материалов, без указания ссылки на источник, преследуется по закону РФ.